Эмоционально волевая и нервно психическая устойчивость

Эмоционально волевая и нервно психическая устойчивость

психологические науки

  • Савинков Станислав Николаевич , магистр, старший преподаватель
  • Российская международная академия туризма, кафедра педагогики и психологии
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  • СОТРУДНИКИ МЧС РОССИИ
  • НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Похожие материалы

Введение

Профессиональная (трудовая) деятельность, как известно, является ведущей в зрелом возрасте. Принцип единства сознания, деятельности и личности подтверждает тот факт, что, с одной стороны, профессиональная деятельность способствует становлению у человека профессионально важных качеств, однако, с другой стороны несет в себе значимый потенциал для формирования различного рода личностных проблем и негативных эмоциональных состояний, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Немаловажным фактором в формировании негативных эмоциональных состояний личности выступает характер профессиональной деятельности. Динамизм и напряженный характер деятельности сотрудников МЧС России требуют определенных изменений в духовно-психологическом облике специалистов [1, с. 346]. Это обусловлено тем, что на развитие личности сотрудника МЧС России оказывают влияние группы факторов приводящие к профессиональному выгоранию:

  • служебные (угроза жизни человека, высокая служебная нагрузка, высокий уровень конфликтности, социальное отношение, разочарование в профессии);
  • общесоциальные (глобальные жизненные перемены, ежедневные проблемы в быту).

Среди основных показателей профессионального выгорания у сотрудников МЧС России, в т.ч.: апатия, чувство усталости, и даже нежелание противостоять любым сложным жизненным ситуациям [2, с. 97].

Это приводит к тому, что у людей, включенных в различные виды профессиональной деятельности, снижается успешность и качество выполнения должностных обязанностей, что в итоге требует дополнительных усилий для поддержания оптимальности функционирования психофизиологических систем человека. Длительная напряженность приводит к целой группе социальных и экономических последствий, таких как текучесть кадров, снижение уровня удовлетворенности трудом, а также, психологических среди которых все чаще встречаются деформация личностных и характерологических качеств, формирование негативных эмоциональных состояний. В своих работах Е. П. Ильин пишет, что эмоции и чувства «служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения сотрудника, направленных на удовлетворение актуальных потребностей» [3, с. 546].

Как справедливо отмечает в своих работах А. А. Деркач: «Основой любой организации являются кадры. Без людей нет организации. Члены организации формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является и насколько результативно работает организация» [4, с. 10].

В исследовании, проведенном М. С. Титаренко и С. П. Шклярук изучалось влияние экстремальных ситуаций на возникновение морбидных (от латинского «morbus» — болезнь) рисков у сотрудников ГПС МЧС. Авторы исследования отмечают, что «у спасателей и пожарных существует связь между определенными ситуациями и дезадаптаций, которая в свою очередь увеличивает вероятность морбидных рисков. В таких ситуациях необходима работа психолога для предупреждения этих дезадаптаций» [5, с. 87].

Среди наиболее ценных личностных качеств сотрудников МЧС необходимых для выполнения профессиональной деятельности И. В. Лаухина выделяет [6, с. 76]:

  • в профессиональной сфере: трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, принципиальность, бескорыстие;
  • в эмоциональной сфере: оптимизм, жизнерадостность, активность.

Одним из методов, применяемых в работе с профессиональным контингентом МЧС России, является социально-психологический тренинг. Именно этот метод сочетает в себе возможности создания специальной развивающей среды, а также группового взаимодействия лиц объединенных профессиональной деятельностью.

В своих работах Л. С. Выготский писал, что «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [7, с. 169]. Таким образом, через механизм обратной связи происходит стимуляция сотрудников к более честному и глубокому самоосознанию.

Особенностью влияния организационной среды на процесс становления личности профессионала является формирование специфических ценностей, установок и деятельностных моделей. Поэтому одним из основных путей развития личности профессионала — в рамках функционирования организации — должна стать работа с целью развития самосознания специалистов.

Профессор Н. А. Коваль отмечает, что «реализуя себя во взаимодействии с другими, индивид приобретает смысл жизни, имеющий ценностную природу. Ценности задают ориентации на будущее, и личность, достигая определенного этапа, приходит к новым способам и средствам самореализации, выступающей основанием ее духовного становления. В процессе самореализации выявляется заряд духовных ценностей, потенциально «готовых» к тому, чтобы воплотиться в поступках и делах человека» [8, с. 25].

Высокий уровень стресогенности профессиональной деятельности в МЧС обусловлен специфичностью этой деятельности, а именно, такими характеристиками как:

  • необходимость выполнения служебных обязанностей, связанная с опасностью для жизни, часто в условиях замкнутого пространства;
  • наличие особого регламента служебного времени;
  • высокий уровень динамики профессиональной мобильности;
  • включенность в большое количество управленческих систем, таких как «человек — человек», «человек — техника», «человек — машина», «человек — знаковый образ»;
  • отсутствие соответствующей мотивации к надлежащему выполнению служебных обязанностей и профессиональному самосовершенствованию.

Все это, безусловно, способствует предъявлению более высоких требований к уровню профессиональной подготовки, моральному состоянию и надежности сотрудников, психологической подготовленности, психическому здоровью, психической устойчивости у представителей различных профессий, особенно в условиях осуществления ими специфической профессиональной деятельности, предполагающей повышенную опасность и ответственность.

В этом заключается актуальность нашего исследования; полученные результаты позволят выделить определенное слабое звено, которое в дальнейшем станет основой для работы психологов по развитию личностных и профессиональных качеств сотрудников МЧС России в индивидуальном подходе.

Читайте также:  Alien isolation трофеи ps4

Методика, организация и выборка исследования

Для проведения исследования была сформирована выборка, включающая 20 сотрудников МЧС России. Возраст участников исследования составил от 29 до 43 лет. Средний возраст составил 36 лет. В общей выборке, мужчин — 16 чел., женщин — 4 чел.

Работа проводилась 1-2 раза в неделю в течение 3 месяцев (14 занятий). Занятия проводились в форме социально-психологического тренинга. В структуру тренингов были включены упражнения на самопрезентацию, развитие коммуникативных навыков, повышение уровня стрессоустойчивости. После этого была проведена повторная диагностика, в результате которой, было выявлено, что для большинства испытуемых свойственны высокие показатели эмоциональных состояний, при этом, наблюдается значительное повышение в проявлении уровня таких состояний как энергичность, приподнятость, уверенность, при одновременном снижении проявлений усталости, подавленности, беспомощности.

Для проведения эмпирического исследования нами были использованы такие методы: «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, «Шкала общей самоэффективности» (в адаптации В. Г. Ромека), тест нервно-психической устойчивости «Прогноз».

«Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса это тест, применяемый для самооценки личностью собственных эмоциональных состояний. Опросник позволяет диагностировать эмоциональные состояния личности по таким шкалам как «Уверенность в себе — беспомощность», «Приподнятость — подавленность», «Энергичность — усталость», «Спокойствие — тревожность», а также оценить общее эмоциональное состояние личности (общее эмоциональное состояние как суммарная оценка состояния отражает выраженность, степень эмоционального подъема — истощения испытуемого) [9, с. 16].

«Шкала общей самоэффективности» (в адаптации В. Г. Ромека) — тест, направленный на диагностику уровня общей самоэффективности личности и включающий 10 вопросов, которые испытуемому предлагается оценить по одному из четырех представленных вариантов ответа. Результаты методики позволяют определить уровень общей самоэффективности личности от высокого до низкого [10, с. 21].

Методика «Прогноз» Ю. А. Баранова позволяет провести первоначальную, ориентировочную диагностику лиц, выявляющих признаки возможной нервно-психической неустойчивости, под которой авторы опросника понимают повышенную склонность к нервной системы индивида к возникновению срывов при воздействии экстремальных факторов.

Обработка результатов исследования проводилась при помощи статистических методов, а именно, t-критерия Стьюдента. Проверка распределения полученных данных на соответствие нормальному закону осуществлялась при помощи метода Е. И. Пустыльника.

Результаты исследования и их обсуждение

Показатели, полученные в ходе диагностики эмоциональных состояний испытуемых, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики показателей эмоциональных состояний сотрудников МЧС на констатирующем этапе исследования, %

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

Фрустрация – вид негативного психического состояния, которое возникает тогда, когда человек не может удовлетворить те или иные потребности. В данном определении «невозможность» является ключевым словом. Например, из жизни ушел ваш близкий человек, а у вас есть потребность постоянно с ним общаться и видеть его. Умом вы понимаете, что трагедия уже произошла и ничего изменить нельзя, но от этого легче не становится. В данной ситуации человек легко может войти в состояние фрустрации.

Читайте также:  Телефон хуавей не сохраняет фото

Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.

Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

Факторы, оказывающие влияние на состояние НПУ

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:

«Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать. Дай мне мужество, чтобы смириться с тем, что я не смогу сделать. И дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Вопросы для самоанализа и тренировка НПУ

Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

> Умею ли я сказать «нет»? В чем заключается основная причина, по которой я не могу или не хочу сказать «нет»? В чем заключается моя личная причина и мои страхи, которые мешают мне сказать «нет»?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.
Читайте также:  Как настроить английские буквы на клавиатуре

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Само понятие нервно-психическая устойчивость трактуется, как способность переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и нарушения поведения. Об ее устойчивости или неустойчивости свидетельствует ряд факторов, например, тип нервной систем (уравновешенный, возбудимый и т.д.), эмоционально-волевые качества личности, и т.д.

Под нервно-психологической устойчивостью (НПУ) понимается интегральная совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды. Кроме НПУ широко распространено и другое понятие, противоположное по смыслу, но характеризующее также адаптационные способности личности к деятельности в неблагоприятных условиях профессиональной среды — “нервно-психическая неустойчивость” (НПН). Оба эти феномена наиболее ярко проявляются в нестандартных ситуациях или деятельности в непривычных для индивида условиях.

Высокая нервно-психическая устойчивость характеризуется отсутствием избыточной агрессивности, эмоциональной напряженности, импульсивностью совершаемых поступков. Личность вынослива к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, отличается высокой работоспособностью, а также стеническим типом реагирования в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях.

Личности с низкой устойчивостью, с трудом переносят нервно-психические, эмоциональные нагрузки, резкое увеличение объема работы или изменение ее содержания особенно в напряженных, экстремальных условиях ее деятельности. [Берг Т.Н. Нервно- психическая неустойчивость и способы ее выявления. — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. — 57-63 с.]

Установлено, что в настоящее время, из-за увеличения экстремальных ситуаций, показатели агрессивности и тревожности среди работников, которые сталкиваются со стрессом, намного выше, чем ранее, но, в тоже время область адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости малоизученна, что нерационально, т.к. встречаемость в психологической практике психозов, нервных срывов и акцентуаций характера увеличивается с каждым годом.

Влияние социальных факторов на нервно-психическое состояние очень велико и требует способности приспосабливаться к изменяющимся социальным факторам. К этим адаптивным способностям относят уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативные особенности и моральную нормативность.

Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены. Так некоторые авторы рассматривают нервно-психическую устойчивость как "устойчивость эмоций", а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под "устойчивостью психики" понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных и психических состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием "нервно-психическая устойчивость".

Для Т. Рибо, О.А. Черниковой, Н.А. Аминова и ряда других авторов нервно-психическая устойчивость равнозначна нервно-психической стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния. Т. Рибо одним из признаков нервно-психической устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, Н.Д. Левитов связывает эмоциональную устойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина — с "аффектом неадекватности", проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л.П. Баданина, понимая под нервно-психической неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм. Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Они рассматривает эмоциональную устойчивость/неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. В качестве главной характеристики эмоциональности выделяют эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию нервно-психической устойчивости — нервно-психическое напряжение и понятие "аффективная устойчивость", под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.

Таким образом, нервно-психическая устойчивость, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т.е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации. Некоторые авторы понимают под нервно-психической устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций. Некоторые психологи, например, рассматривали нервно-психическую устойчивость как "такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров". Другие считали правомерным под нервно-психической устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, были внесены уточнения, отмечая, что нервно-психическая устойчивость "это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели". Исходя из этого, дано следующее расширенное определение нервно-психической устойчивости — "это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой помогают успешному достижению поставленной цели"; — это функциональная система эмоционального регулирования деятельности. Отсюда главным критерием нервно-психической устойчивости становится эффективность деятельности в эмоциональной ситуации.

Из этого следует, что под нервно-психической устойчивостью понимается способность человека подавлять эмоциональные реакции, т.е. "сила воли", проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке, ведущих к стабильной эффективности в деятельности, что особенно необходимо для тех, чья работа связана с риском или ответственностью за других людей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector