Я всегда все на место кладу

Я всегда все на место кладу

Упражнения 1 — 35. Страница 15

Вопрос

Выберите из скобок верный вариант, который соответствует нормам культуры речи. Запишите предложения грамотно.

Ребята (хотят, хочут) пойти в кино всем классом. (Ихняя, их) машина стоит в гараже. Марина всегда (кладет, ложит) свои вещи на место. Володя (поклал, положил) учебники в портфель.

Часто мы не знаем, как правильно говорить. Русский язык считается одни из самых сложных, потому что в нем довольно трудные правила орфографии, грамматики и орфоэпии (правильного произношения слов). Говорить правильно очень важно не только для тех, кто выступает публично (дикторов, актеров и политиков), но и для обычных людей. Приучаться к этому нужно с малых лет, поэтому в школьный курс программы входит раздел «Учимся говорить правильно».

Дети решают разнообразные языковые задачи, выбирая правильный вариант произношения слова из нескольких предложенных. Такие задания полезны и для взрослых, потому что далеко не все взрослые умеют говорить правильно, четко, грамотно. Например, не все знают, как правильно говорить — «класть» или «ложить». Особенно часто ошибки в употреблении этих слов допускают пожилые люди и жители сельской местности.

Почему важно правильно говорить

Правильно говорить очень важно, потому что грамотная устная речь:

  • помогает правильно сформулировать высказывания в письменной форме;
  • помогает человеку выглядеть интеллигентно и респектабельно;
  • способствует расширению кругозора;
  • является примером для подрастающего поколения.

В мире существуют профессии, представители которых обязаны говорить четко, грамотно, красиво. Как правило, это люди, деятельность которых связана с постоянными выступлениями на публике. А для тех, кто не произносит публичные речи, но хочет производить на окружающих приятное впечатление, в больших городах работают курсы ораторского искусства. На этих курсах учащиеся разного возраста и социального положения учатся правильной русской речи и основным приемам, помогающим заинтересовать слушателя и воздействовать на него словами.

Как правильно: класть или ложить

Многие считают, что допустимы оба варианта, только первый вариант более стилистически нейтральный, а слово «ложить» — более просторечное, напоминающее диалектные слова. Однако, думать так — распространенное заблуждение. Каждый грамотный человек, владеющий русским языком, должен знать: слова «ложить» не существует, потому что:

  • его нет ни в одном толковом словаре русского языка;
  • компьютерный редактор, проверяющий орфографию в программе Word, не распознает это слово;
  • термин «ложить» не употребляется в грамотной литературной письменной речи;
  • это слово не встречается в выступлениях ораторов;
  • также глагол «ложить» невозможно найти в произведениях русской классической литературы. О таком слове не слышали ни Чехов, ни Толстой, ни Достоевский.

Однако, малограмотные люди, особенно жители сел и деревень, считают, что слово «ложить» существует, и оно является синонимом слова «класть». Также этот глагол часто употребляет молодежь, которая плохо изучала русский язык и культуру речи в школе. Часто можно услышать слово «ложить» от студентов ПТУ и от людей низкого уровня жизни.

Читайте также:  Рация р 169п 1 01

Вот примеры неграмотной речи, которую часто можно услышать на улице, дома, в общественном транспорте от малообразованных людей. Все примеры, приведенные ниже, не соответствуют орфоэпическим и грамматическим нормам литературного русского языка:

  • мать говорит ребенку: «Ложи вещи на место»;
  • продавец говорит покупателю: «Ложите деньги вот сюда»;
  • один ребенок в детском саду учит другого: «Вот этот кубик надо ложить на другой кубик»;
  • бабушка говорит внуку, который пришел из магазина: «Ложи хлеб на стол».

Употребление слова класть

В русском языке нет слова «ложить», но есть слово «класть». Оно употребляется в значении «поместить один предмет куда-либо», например:

  • убрать вещи на свое место;
  • расположить на столе вещи, продукты, деньги;
  • складывать предметы вместе (например, «карандаши в кучку», «марки в ряд», «школьные принадлежности в сумку);
  • размещать вещи по порядку (например, «рисунки в стопку»).

Если что-либо размещается по горизонтали (например, книга помещается на стол в положении «лежа»), можно употреблять выражение «класть плашмя». Если же какой-то предмет ставится вертикально, можно сказать «ставить» или «класть ребром».

Глагол «класть» несколько необычный. Он не имеет совершенного вида и употребляется только в несовершенном виде: «что делать?» — «класть», «что делает?» — «кладет». В связи с этим данное слово никогда не употребляется с приставками. Любое искусственное добавление приставки к этому слову — признак малограмотности, которая не соответствует допустимым нормам литературной русской речи.

Однако, среди малограмотных слоев населения, а также среди иностранцев, говорящих на русском языке, такие ошибки встречаются часто, например:

  • бабушку говорит внуку: «Сейчас я накладу тебе картошки»;
  • мама стыдит маленького сына: «Ты опять наклал в штаны и не попросился на горшок»;
  • ученик сообщает учительнице: «Я собрал у ребят тетради и поклал к вам на стол»;
  • ребенок говорит нянечке в детском саду: «Я не наелся, докладите мне добавки».

От глагола «класть» можно образовывать только активное причастие: «кладущий», «клавший». Пассивное причастие от этого глагола образовать нельзя, потому что недопустимо говорить: «покладенный», «накладенный». Также нельзя образовать от глагола «класть» деепричастие с приставкой, например: «Поклав вещи в сумку, я ушел». Глагол класть употребляется только без приставок, и это должен запомнить наизусть каждый, кто желает выражаться красиво, культурно, правильно.

Синонимы с корнем -лож-

Все слова, синонимичные глаголу «класть», но содержащие в себе корень «-лож», наоборот, употребляются только с приставками. И приставки эти могут быть самыми разнообразными. С помощью приставок можно образовать совершенный вид глагола «класть» («сложить», «положить», «уложить»). Можно также образовать причастия и деепричастия: «положив», «разложив», «положенный», «приложенный».

Глагол «положить» имеет только совершенный вид, он отвечает на вопрос «что сделать?». Его употребляют в тех же случаях, когда и слово «класть». Правильное употребление глаголов с корнем «-лож-» — показатель хорошего образования и высокого уровня владения родным языком. Вот примеры литературной, грамотной речи:

  • учитель говорит ученикам: «Положите на стол тетради и книги. Положите учебники в сторону. Мы начинаем контрольную работу»;
  • мать говорит сыну: «Положи свои вещи на место. Аккуратнее складывай рубашку и брюки»;
  • бабушка рассказывает сказку детям: «Испекли колобок и положили его на окошко, а он взял и убежал»;
  • мальчик школьного возраста говорит товарищу: «Не забудь положить в мешок сменную обувь».
Читайте также:  Хандс фрее что это

К сожалению, в литературе, особенно в детской — в сказках, имитирующих народную речь — часто встречаются грубые ошибки, связанные с употреблением слов «класть» и «ложить». Например, в сказке «Вершки и корешки», выпущенной частным издательством, встречается фраза: «Мужик повез корешки в город продавать. Наклал их на воз и поехал». Такая литература приучает детей к неграмотной речи. Прежде чем покупать книги для ребенка, особенно русские народные сказки, а адаптации различных современных авторов, нужно обязательно просмотреть книгу на предмет грубых ошибок.

Правильно употреблять слова, существующие в русском языке, очень важно. Это поможет сделать речь грамотной, образной, живой и выразительной. Особенное внимание следует обратить на развитие детской речи. Ребенок с детства должен слышать вокруг себя красивую, правильную русскую речь без ошибок. Дети, чьи родители разговаривают грамотно, лучше учатся в школе.

Видео

Это видео поможет вам закрепить полученную информацию.

Сегодня снова повздорили с мужем из-за пустяков. Я постоянно складываю вещи в шкафах. А он что-то ищет, вытащит и запихнёт как попало. И так постоянно, почти каждый день. И сегодня, увидев это, я попросила класть на место, как и всегда прошу об этом. Снова крик, шум. Муж воспринимает это как мой контроль, кричит, что тоже живёт здесь и, соответственно, берёт вещи. И тут я подумала, что это тоже проявление его жизни в доме. Ведь когда его нет, всё на своих местах. Так он помогает мне почувствовать, что пора скЛадывать, наводить порядок, поддерживать. Он учит меня всё время поддерживать гармонию, порядок во всём. Жизнь — это живая структура, которую мы всё время поддерживаем в ладу и порядке силой своей любви. Я благодарю тебя, мой любимый муж, мой чудесный учитель за твоё постоянное ведение по пути укрепления духа и видения блага и смыслов Божественных во всём.

Мария, участница Мастерской Рода

Я помню, что, когда дети были маленькими, игрушки лежали в каждом углу и на каждой полке. Одежда складировалась около гладильной доски и ждала тёплой медитации с утюгом. А этот момент наставал редко. Вещи гладились по надобности, и их растущие горы напоминали подготовку к переезду.

Читайте также:  Playstation 4 два геймпада

Недавно зашла к знакомым, у которых шесть детей, младшему всего год. Так вот там квартира напоминает склад игрушек, вещей, посуды и еды. И люди умудряются в этом всём находить то, что необходимо в данный момент. Всё, что я там увидела, нельзя назвать порядком. Кони, люди, всё вперемешку.

Я вспомнила, что когда-то на тренинге я вытащила из себя очень интересную мысль. Хаос для меня — это творчество и мама. А порядок — это отдых, передых, перезагрузка. Для меня было важно, чтобы был и порядок, и хаос одновременно.

Сначала я злилась на детей, что они за собой редко убирают. В их комнатах валяются вещи в куче чистые и одетые уже. Вернее, злилась на себя. Вместо того, чтобы заняться приятным для меня делом, я убираю их вещи. Как же, ведь что в голове, то и в окружающем пространстве))) Что творится в головах моих детей? Там такой же хаос? Нет. Там творчество и моё присутствие рядом, тепло и радость их детства, игры и наши прогулки.

Я посмотрела иначе на всё. Да, я люблю порядок. Я люблю, когда у меня всё по полочкам и чисто. Но так сейчас, а раньше я могла накапливать кучи неглаженного белья, предпочитая прогулку с детьми и игры, чтение книг с ними. Почему же сейчас я хочу, чтобы они были такими, как я сейчас? Они же росли в хаосе, который для меня ассоциировался с моей мамой и творчеством, который так был для меня важен.

Дети выросли, и сейчас мне удобно, чтобы они сами за собой убирали, но навыков у них таких нет. Я признала это по-честному. И когда приезжаю к ним, убираю их вещи. А они говорят, чтобы я отдыхала и перестала «драить» их жильё.

Недавно я снова поехала к детям, и дочь навела порядок в своём шкафу сама. С сыном пока всё иначе. Он ещё бросает вещи, а я складываю. Раньше он говорил, чтобы я не трогала его одежду, а тут благодарил, что навожу порядок. Уже есть прогресс.

Возможно, у твоего мужа, Машенька, своя ассоциация, когда он заталкивает вещи в шкаф, и она ему очень дорога. Жить с человеком, который исполняет наши желания, комфортно и просто, а с человеком, у которого есть свои чувства и переживания, выраженные в его образе жизни — это искусство.

И ты — Марья-Искусница))))

Мария Бражникова, Хранительница Мастерской Рода

Другие материалы о мужьях, не согласных играть по правилам жены:

Ссылка на основную публикацию
Электронная почта администрации президента рф
Нередко жизненные обстоятельства так закручивают людей, что за помощью и защитой приходится обращаться к самому президенту России. В этом материале...
Что такое адрес сервера на телефоне
Блог о модемах, роутерах и gpon ont терминалах. Частенько пользователи планшетов и смартфонов на Андроид сталкиваются с тем, что подключившись...
Что такое аккумулятор слайдер
Кроме достоинств, у литий-ионных аккумуляторов имеется немало минусов: Не выносят перезаряда. Подача тока на элемент питания должна быть прекращена, когда...
Электронная почта для рассылки писем
Если вы предоставляете свои услуги или продаете товары в интернете, то с вероятностью 100% вы контактируете со своими клиентами либо...
Adblock detector