Чем отличаются вирусы от живых организмов

Чем отличаются вирусы от живых организмов

Микробиология №4.3.

Чем вирусы отличаются от всех остальных живых организмов?

1.Вирусы содержат нуклеиновую кислоту только одного типа – ДНК или РНК. Все другие организмы содержат нуклеиновые кислоты обоих типов.

2. Воспроизведение вирусов осуществляется из одной их нуклеиновой кислоты, в то время как прочие организмы репродуцируются из совокупности своих составных частей.

3.Вирусы неспособны к росту и бинарному делению.

4. У вирусов отсутствуют собственные энергообразующие системы.

5. У вирусов нет собственных белоксинтезирующих систем. Отсутствие у вирусов собственных энергообразующих и белоксинтезирующей систем характеризует их как абсолютных внутриклеточных паразитов.

Что такое вирион, капсид, нуклеокапсид, тип симметрии, суперкапсид?

Вирион – это зрелая вирусная частица; конечная стадия развития вируса; форма внеклеточного существования вируса.

Капсид – это белковая оболочка, которая окружает геномную нуклеиновую кислоту (НК) вируса. Состоит из капсомеров.

Нуклеокапсид = капсид + нуклеиновая кислота

Тип симметрии – это способ пространственной упаковки капсомеров относительно НК и друг друга.

Суперкапсид – это наружная оболочка сложно организованных вирусов, состоящая из цитоплазматической мембраны хозяйской клетки, захваченной вирусом при сборке, со встроенными в нее вирусоспецифическими белками и гликопротеидами.

Критерии классификации вирусов.

Типы вирусных геномов.

1. Одноцепочечная нефрагментированная РНК, обладающая матричной активностью (позитивная, или +РНК). Вирус полиомиелита и другие пикорнавирусы.

2. Одноцепочечная нефрагментированная РНК, не обладающая матричной активностью (негативная, или -РНК). Вирион имеет в своем составе фермент НК-зависимую РНК-полимеразу, называемую транскриптазой. Она синтезирует на вирионной РНК матричную РНК, необходимую для трансляции вирусспецифи-ческих белков. Парамиксовирусы, рабдовирусы и др.

3. Одноцепочечная фрагментированная РНК, не обладающая матричной активностью (негативная РНК); вирион имеет транскриптазу. Ортомиксовирусы (РНК вириона состоит из 8 фрагментов).

4. Двухцепочечная фрагментированная РНК; вирион имеет транскриптазу. Рео-вирусы (10 фрагментов).

5. Вирусы, геном которых представлен двумя идентичными нитями позитивной РНК (диплоидный геном). Вирионы имеют ферментобратную транскриптазу. Ретровирусы.

6. Одноцепочечная кольцевая РНК. Такой геном имеет только один вирус — вирус дельта-гепатита. Это дефектный вирус, для размножения его необходим вирус-помощник (вирус гепатита В).

1. Одноцепочечная линейная ДНК. Парвовирусы: «+» и «—» нити находятся в разных вирионах, но транскрибируется только «—» нить.

2. Одноцепочечная кольцевая ДНК. Фаги М13, 0X174.

3. Двухцепочечная линейная ДНК. Вирусы герпеса и др.; ранняя мРНК синтезируется в ядре клеточным ферментом.

4. Двухцепочечная кольцевая ДНК. Паповавирусы, вирус гепатита В и др.; ранняя мРНК синтезируется в ядре клеточным ферментом.

5. Двухцепочечная ДНК с ковалентно связанным терминальным гидрофобным белком. Аденовирусы; ранняя мРНК синтезируется клеточным ферментом в ядре.

6. Двухцепочечная ДНК, замкнутая на каждом конце ковалентной связью. Вирус оспы; размножение происходит в цитоплазме, ранняя мРНК синтезируется вирусным ферментом.

Методы культивирования вирусов.

1) Заражение лабораторных животных;
2) Заражение куриных эмбрионов;
3) Заражение культур тканей (клеток);

Типы клеток:
I. Суспензии клеток
II. Однослойные культуры клеток:

1.Первично-трипсинизированная культура тканей – взвесь клеток, полученная путём обработки тканей протеолитическими ферментами (трипсин, папаин и др.). Трипсинизацией достигается разделение клеток за счет переваривания межклеточного вещества. Такие клетки, помещенные в питательную среду, растут в виде монослоя и дают однослойную культуру ткани. Первично-трипсинизированная культура ткани выдерживает несколько пересевов, а затем погибает.

2. Перевиваемые (переживающие) клетки – культура клеток, сохраняющая способность к размножении вне организма неопределенно длительное время.

III. Штамм диплоидных клеток (для вакцин)

Использую эмбриональные ткани и ткани злокачественных новообразований.

Методы обнаружения вируса в культуре клеток.

1. Цитопатический эффект.
2. Реакция гемадсорбции.
3. Метод цветных проб.
4. Метод бляшек.
5. Иммунофлуоресцентный метод.
6. Реакция связывания комплемента.
7. Реакция гемагглютинации.
8. Заражение животных, восприимчивых к данному вирусу.
9. Реакция преципитации в агаре.

Методы типирования вирусов.

Определение типа вирусов в вируссодержащем материале основа­но на реакции нейтрализации биологического действия вируса (РНБД) типоспецифическими сыворотками. Конечный результат реакции может быть установлен на основании следующих признаков:

1) нейтрализация ЦПД;

2) нейтрализация реакции гемадсорбции;

3) цветная проба;

4) задержка (торможение) гемагглютинации;

5) свечение клеток, содержащих вирус, под влиянием типоспецифических флуоресци-рующих сывороток;

6) нейтрализация в опыте на животных.

Сущность метода бляшек.

Метод бляшек предложен Р. Дюльбекко для получения изолированных колоний вируса. В основе метода лежит появление в монослое зараженных вирусом клеток обесцвеченных участков, состоящих из дегенерированных клеток. Эти участки, получившие название бляшек, представляют собой колонии вируса, образующегося из одной вирусной частицы.

Метод заключается в следующем. В специальном флаконе на стенке выращивают монослой клеток, затем удаляют питательную среду. Клетки заражают вирусом и заливают агаром, содержащим индикатор нейтральный красный. Там, где происходит рост клеток, среда изменится в кислую сторону, и индикатор окрасится в розовый цвет. На тех участках, где клетки погибли под действием вируса, рН среды и, следовательно, цвет индикатора не изменяется. Такие островки неокрашенной среды имеют вид беловатых бляшек разной формы и величины, что зависит от вида вируса.

Читайте также:  Как скопировать видео на айпад с компьютера

Типы вирусных инфекций.

Взаимодействие вирусов с клеткой может протекать по-разному и приводить к различным клиническим проявлениям. В зависимости от продолжительности пребывания вируса в организме различают 2 группы вирусных инфекций:

1) вирусные инфекции, связанные с непродолжительным пребыванием вируса в организме.В данном случае заболевание протекает в форме острой инфекции,либо в виде бессимптомной (инаппарантной).Острая инфекция, как правило заканчивается выздоровлением, формированием приобретённого иммунитета и освобождением организма от возбудителя. Бессимптомная инфекция протекает без каких- либо проявлений и заканчивается также формированием приобретённого иммунитета и освобождением организма от возбудителя.

2) Вирусные инфекции, обусловленные длительным пребыванием (персистенцией) возбудителя в организме.Они подразделяются на латентные, хронические и медленные. Латентные инфекциипротекают бессимптомно и могут сопровождаться либо нормальной репродукцией вируса во внешне здоровом организме и выделением его во внешнюю среду, либо сопровождаться вирусоносительством, при котором нарушен нормальный цикл вируснойрепродукции и вирус длительно персистирует в организме.

Хронические инфекции характеризуются периодическими состояниями выздоровления (ремиссии) и рецидивов (обострений).

Медленные инфекции характеризуют вирусные заболевания с продолжительным течением (иногда в течение многих лет) инкубационного периода, длительным прогрессирующим течением и заканчивающиеся тяжелыми расстройствами или чаще смертью. Типичным примером медленной инфекции является СПИД. В основе развития медленной инфекции лежат нарушения генетических, иммунологических и физиологических механизмов. Медленные инфекции могут вызывать и такие вирусы, которые обычно вызывают острые инфекции ( например вирусы кори, бешенства и другие). Так вирус кори оказался возбудителем такой тяжёлой медленной инфекции, как подострый склерозирующий панэнцефалит. Известны несколько механизмов, которые обуславливают длительное нахождение вируса в организме:

1) вирус находится в дефектном состоянии, он неспособен размножаться и индуцировать эффективный иммунный ответ;

2) вирус находится в клетке в виде свободной геномной нуклеиновой кислоты, недоступной действию антител.

3) геном вируса интегрирован в хромосому клетки- мишени.

Что такое вирогения?

Вирогения – внедрение вирусного генома в геном животной клетки.

Основные классы плазмид.

КЛАСС ФУНКЦИЯ
F-плазмиды Донорные функции
R-плазмиды Устойчивость к лекарственным препаратам
Col-плазмиды Синтез колицинов
Ent-плазмиды Синтез энтеротоксинов и факторов адгезии
Hly-плазмиды Синтез гемолизинов
Биодеградативные Разрушение различных органических соединений
Криптические Функции неизвестны

Что такое фаготипирование?

Фаготипирование –определение принадлежности выделенного бактериального штамма к тому или иному фаготипу. Микробы можно типировать путем изучения свойств их умеренных фагов и по чувствительности к набору специфических бактериофагов.

Применяется, как правило, в интересах эпидемиологического анализа и диагностики инфекционных заболеваний

Микробиология №4.3.

Чем вирусы отличаются от всех остальных живых организмов?

1.Вирусы содержат нуклеиновую кислоту только одного типа – ДНК или РНК. Все другие организмы содержат нуклеиновые кислоты обоих типов.

2. Воспроизведение вирусов осуществляется из одной их нуклеиновой кислоты, в то время как прочие организмы репродуцируются из совокупности своих составных частей.

3.Вирусы неспособны к росту и бинарному делению.

4. У вирусов отсутствуют собственные энергообразующие системы.

5. У вирусов нет собственных белоксинтезирующих систем. Отсутствие у вирусов собственных энергообразующих и белоксинтезирующей систем характеризует их как абсолютных внутриклеточных паразитов.

Вирусология — учение о вирусах. Этим микроорганизмам присущ строгий внутриклеточный паразитизм, осуществляемый на молекулярно-генетическом уровне. Многие вирусные болезни животных (ящур, чума крупного рогатого скота, классическая и африканская чума свиней, оспа овец, ньюкаслская болезнь и ряд других) представляют большую опасность и приносят значительный экономический ущерб.

Вирусы обладают свойствами, отличающими их от других микроорганизмов — они очень малы, способны проходить через бактериальные фильтры, не культивируются на искусственных питательных средах. Для вирусов характерны две формы существования: внеклеточная (вирион), или покоящаяся, и внутриклеточная (вегетативная), или размножающаяся (комплекс вирус — клетка).

Вирусы, как и все живое на Земле содержат нуклеиновую кислоту, белок; обладают способностью воспроизводить себе подобных, подвержены изменчивости, но по строению, химическому составу и способу размножаться отличаются от других форм.

Вирусы – это внеклеточная форма жизни, обладающая собственным геномом и способностью воспроизводиться только в живых клетках.

По содержанию нуклеиновых кислот вирусы отличаются от живых систем, тем, что у них одна кислота (РНК или ДНК), а у других организмов их две. Число белковых молекул в вирусных белках самое разнообразное, но оно всегда больше, чем у белков высших организмов.

Читайте также:  Как поменять эпл айди на айпаде

Вирусы воспроизводят себе подобных в огромном количестве и своеобразным способом – репродукцией – так как здесь копируются молекулы нуклеиновой кислоты и по их генетической информации синтезируются вирусные белки.

Репликацию нуклеиновых кислот осуществляют ферменты – они из клеточных нуклеотидов строят полинуклеотидные цепи новых молекул нуклеиновых кислот вирусов.

Являясь неклеточной формой жизни, вирусы тем не менее имеют корпускулярную структуру и определенную для каждого вида морфологию.

Величина вирусов варьирует в широких пределах: возбудитель ящура имеет величину до 30 нм, вирус коровьей оспы — около 200 нм. Определение величины вируса достигается фильтрацией через фильтры с известной величиной пор, центрифугированием в скоростных центрифугах, что позволяет по скорости оседания судить о величине частиц, и наконец, исследованием в электронном микроскопе.

Инфекционные единицы вирусов называют вирионами. Каждый вирион состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), окруженной оболочками. Белковую оболочку называют капсидом. Структура, состоящая из нуклеиновой кислоты и окружающего ее капсида, именуется нуклеокапсидом. Различают два типа симметрии строения капсида: кубический и спиральный. У некоторых вирусов капсиды окружены второй липо- или гликопротеидной оболочкой.

У отдельных вирусов выявлено наличие собственных ферментов.

Нуклеиновая кислота несет в себе наследственные признаки, она непосредственно участвует в синтезе белка и, кроме того, является фактором инфекционности вируса, а белок обеспечивает антигенную специфичность и стимулирует образование антител.

Задание #1

В технике под информацией понимают:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) воспринимаемые человеком или специальными устройствами сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах

2) часть знаний, использующихся для ориентирования, активного действия, управления

3) сообщения, передающиеся в форме знаков или сигналов

4) сведения, обладающие новизной

5) все то, что фиксируется в виде документов

Задание #2

Наибольший объем информации человек получает при помощи:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

5) вкусовых рецепторов

Задание #3

Примером текстовой информации может служить:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) музыкальная заставка

2) таблица умножения

3) иллюстрация в книге

Задание #4

Информация в обыденном (житейском) смысле -это:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

2) сообщения, передаваемые в форме знаков, сигналов

3) сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность

4) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами

Задание #5

Физический носитель звуковых (аудиальных) сообщений — это:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) концентрация в воздухе молекул газа

2) электромагнитные волны

3) гравитационное поле

4) звуковые волны (от 16 до 16000 Гц);

5) атмосферное давление

Задание #6

Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную

2) обыденную, общественно-политическую, эстетическую

3) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую

4) научную, производственную, техническую, управленческую

5) социальную, техническую, биологическую, генетическую

Задание #7

Учебник по математике содержит информацию следующих видов:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) графическую, текстовую и числовую

2) графическую, звуковую и числовую

3) графическую, текстовую и звуковую

4) только текстовую информацию

5) исключительно числовую информацию

Задание #8

Визуальную информацию несет:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

5) комариный укус

Задание #9

Информация по форме представления подразделяется на:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) обыденную, эстетическую, общественно-политическую

2) социальную, техническую, биологическую, генетическую

3) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую

4) научную, производственную, техническую, управленческую

5) текстовую, числовую, графическую, звуковую и др.

Задание #10

Информация по общественному предназначению подразделяется на:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную

2) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую

3) социальную, техническую, биологическую, генетическую

4) массовую, специальную, личную

5) научную, производственную, техническую, управленческую

Задание #11

В соответствии с федеральным законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) информация — это:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) все то, что так или иначе может быть представлено в знаковой форме

2) та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы

3) сведения, обладающие новизной для их получателя

4) сведения, фиксируемые в виде документов

5) сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления

Задание #12

Примером числовой информации может служить:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) разговор по телефону

2) иллюстрация в книге

3) таблица значений тригонометрических функций

4) учебник по математике

Задание #13

Укажите «лишний» объект:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

4) персональный компьютер

Задание #14

Какое из высказываний ложно:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) получение и обработка информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма

2) для обмена информацией между людьми служат языки

3) в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют

4) с точки зрения технического подхода обрабатываемая компьютерами информация должна носить осмысленный характер

Задание #15

Врач, пальпируя брюшную полость больного, получает информацию следующего вида:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

Задание #16

Информация, которая не зависит от личного мнения, называется:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Задание #17

Информация, которая отражает истинное положение дел, называется:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Задание #18

Информация, которая важна в настоящий момент, называется:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Задание #19

Информация, которая поможет решить поставленную задачу, называется:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Задание #20

Информация, объем которой достаточен для решения поставленной задачи, называется:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Задание #21

Информация, полученная на доступном языке, называется:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Задание #22

Информация в теории информации — это:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих

формах, и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания;

2) сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их

3) отраженное разнообразие

4) сведения, обладающие новизной

Чем вирусы отличаются от всех остальных живых организмов.

Вирусы – наименьшие по размерам неклеточные объекты, имеющие геном, окружённый белковой оболочкой. Расположены на границе жизни. Отличительные признаки: обязательный паразитизм на генетическом аппарате живых клеток и наличие в геноме – нуклеиновой к-ты только 1 типа. Вирусы способны вносить новую информацию в генетический аппарат клетки-хозяина.

Вирусы – это своеобразная форма жизни, кот-й присущи все её атрибуты:

1) способность к самовоспроизведению;

2) наследственность – способность передавать потомкам основные св-ва;

3) генетическая изменчивость;

4) адаптация к определённому хозяину;

5) способность вызывать инфекцию, размножаться в клетке хозяина;

6) вирусный геном функционирует по общим законам генетического кода.

Вирусы относятся к живым, но их нельзя назвать орг-мами. Отличия от живых систем:

1) малые размеры;

2) очень простое строение вириона – геном (ДНК или РНК) и капсид (белковая оболочка);

3) нет клеточного строения – нет цитоплазмы, мембран, рибосом (нет с-м мобилизации энергии и белоксинтезирующей);

4) у вириона есть только 1 вид нуклеиновой к-ты – ДНК или РНК;

5) не способны к росту и бинарному делению;

6) особая ступень паразитизма – вирусы паразитируют на молекулярном (генетическом) уровне – это отличие от гельминтов (паразитируют в орг-ме) и малярийных плазмодиев и гонококков (паразитируют в клетке);

7) способны объединять собственный геном с геномом клетки-хозяина;

8) не могут существовать без клетки-хозяина;

9) могут иметь фрагментированный геном.

10) Размножаются путем воспроизведения себя из собственной геномной нуклеиновой к-ты.

11) Являются абсолютными внутриклеточными паразитами.

Вироиды – состоят только из небольших молекул РНК (

Прионы – инфекционные белковые частицы, приводящие к развитию летальных неврологических заболеваний.

Вирусы – облигатные паразиты, так как не могут существовать без клетки-хозяина, потому что его репродукция (увеличение численности вирусных частиц) возможна только в клетке хозяина. Вирусы не способны к росту и делению.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 35 | Нарушение авторских прав

Читайте также:

  1. Абиотические факторы. Свет и его значение в жизнедеятельности организмов.
  2. Акты государственного управления отличаются от других актов иных органов.
  3. Акты государственного управления отличаются от других актов иных органов.
  4. Анаэробы отличаются от аэробов многими свойствами. Укажите, какое из ниже перечисленных свойств характерно для них
  5. АНТИВИРУСЫ
  6. Антивирусы и противовирусы
  7. БАКТЕРИИ И ВИРУСЫ
  8. Биосфера как высшая степень развития живых систем. Состав и строение биосферы, ее границы (по В.И.Вернадскому).
  9. БУНЬЯВИРУСЫ
  10. В дополнение к этой классификации отметим еще несколько отличительных особенностей, характеризующих некоторые файлово-загрузочные вирусы.
Ссылка на основную публикацию
Хорошие дешевые жесткие диски
Лучший жесткий диск далек от SSD в плане скорости передачи данных, однако есть причина, по которой данные устройства все еще...
Формат записи видео mov
MOV против MP4 Существует много форматов файлов, которые можно использовать для хранения ваших видео в зависимости от ваших потребностей. MOV...
Формат ммгг как писать
Сбербанк Онлайн позволяет проводить различные платежи прямо из дома с любого устройства, имеющего доступ в Интернет. Это существенно экономит время...
Хорошие ноутбуки за 20000 для игр
Если вам необходим хороший ноутбук для работы, то вам придется потратится как минимум 20 тысяч рублей. За эти деньги вы...
Adblock detector